Батик - традиция, искусство, хобби

Техника: Батик
Материалы: Краска Материал различный
Живительное искусство декоративной росписи ткани - батик - пришло к нам из далекой и загадочной Индонезии, население которой по сей день с удовольствием наряжается в одежды, расписанные традиционными узорами, полученными на хлопчатобумажной ткани с помощью воска.
Технология индонезийского батика довольно трудоемка: расплавленным воском с помощью особого инструмента (жители острова Ява, откуда, как принято считать, батик попал в Европу, называют его «тьянтинг») на тонкую хлопчатобумажную ткань с двух сторон наносили замысловатые узоры.
Когда воск высыхал, ткань прокрашивалась в чане с красочным раствором, кистями или тампонами. Покрытые воском участки не впитывали краску и оставались неокрашенными.
Затем ткань сушили. Чтобы получить многоцветный рисунок, на уже окрашенные участки снова наносили воск, продолжая задуманный узор, а часть воска, нанесенного ранее, соскабливали, и ткань снова подвергалась окраске. Для ускорения процесса яванские мастера использовали заполненные воском штампы, позволяющие многократно повторять один и тот же рисунок, но от этого работа не переставала быть ручной, сложной и уникальной.
Существовали также иные способы окрашивания ткани. В средневековой Индии были широко распространены «бандхана» -узелковая техника и «лахерия» - техника свивания жгутом. Участки ткани, связанные в жгут или узел, не прокрашивались в чане с краской так же, как и покрытые воском, и в готовом изделии образовывали неповторимые фантазийные узоры. Таким образом, и в Индии, и в Индонезии рисунок на ткани появлялся благодаря резервированию - принципу, положенному в основу большинства современных техник батика.
Примерно в то же время в Китае и Японии способом, похожим на индонезийский батик, с помощью воска и штампов окрашивали шелк. Однако здесь же появилась и свободная, «незарезервированная» живописная техника росписи, столь популярная сейчас среди современных мастеров.
Европа заинтересовалась батиком как искусством в начале XX века. Использовать расплавленный воск европейцам показалось слишком сложно, благодаря чему традиционная технология была дополнена техникой «гута», в которой вместо воска стали использовать резиновый клей.
С тех пор благодаря новым материалам, значительно упрощающим технологию росписи без ущерба ее уникальности и качеству, батик стал очень популярным хобби - ведь любуясь сочетанием струящейся легкой ткани и переливчатых красок, невозможно остаться в стороне от увлекательного процесса творчества, описанию которого и посвящена книга, которую вы держите в руках.
Комментарии (0)
Похожие мастерклассы
-
Батик. Морской платок (просмотров: 3391, комментариев: 0) zaika79
Гардероб -
Роспись по ткани. Панно «Египет» (просмотров: 3880, комментариев: 3) zaika79
-
Как красить пасхальные яйца? Горошек и полосочка. Мастер-класс (просмотров: 6595, комментариев: 3)
-
Елочная снежинка из макарон (просмотров: 3661, комментариев: 0) Natalya_Vin
-
Пасхальное украшение из солённого теста. Мастер - класс (просмотров: 5384, комментариев: 3) pupsik
Мастер-класс, Украшение -
Рамочка (просмотров: 2351, комментариев: 1)
-
Декупаж на тыкве. Мастер - класс (просмотров: 5060, комментариев: 4) tor
-
Декорирование бутылки. Сизаль (просмотров: 4273, комментариев: 1)
Декор предметов, Мастер-класс -
Мозайка из яичной скорлупы! (просмотров: 2847, комментариев: 0) Lelik
-
Скрапбукинг. Сахарный чипборд (просмотров: 6115, комментариев: 4) pupsik
Мастер-класс -
Влюблённые коты из соленого теста (просмотров: 13762, комментариев: 14)
Комментарии Вконтакте и Facebook