Опыт работы "Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления детей с природой"

10 мая, 2014 - 13:33 (Просмотров: 8311) —

Тип работ: Педагогический опыт

 

 

 

 

Чернышева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №42 "Малинка", город Старый Оскол, Белгородская область.

Моя статья будет интересна коллегам детсих учреждений всех видов деятельности.

     Проблемы экологической среды приобрели в настоящее время первостепенное значение, и особо остро встала задача экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. В своей работе я уделяю большое внимание как раз экологическому воспитанию детей.

     Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

     Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании объективных представлений об окружающей среде, основанных на чувственном опыте. Одним из важнейших условий решения задачи экологического воспитания является организация развивающей предметной среды.

     Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей в полном смысле этого слова, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал для них стимулом и источником исследовательской и поисковой деятельности, у них должен быть сформирован для этого известный, пусть даже минимальный, запас знаний и способов действий.

     При анализе  экологических  знаний детей мною был выявлен целый ряд проблем. В частности, то, что многие дети не умеют видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира, и то, что уровень экологического сознания как у детей, так и у  взрослых оставляет желать  лучшего.

     Одним из важных условий реализации системы экологического образования в саду является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главными задачами при этом являются:

 

 • создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;

 • экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;

 • создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения. Экологически развивающая среда в саду должна способствовать…

·        познавательному развитию ребенка;

·        эколого-эстетическому развитию ребенка;

·        оздоровлению ребенка;

·        формированию нравственных качеств детей;

·        формированию экологически грамотного поведения.

Я свою работу начала с наблюдений. Наблюдения в группе за растениями в уголке природы, на прогулке, во время экспериментов с неживой природой.  Поставила перед собой цель выработать у детей интерес к познанию природы,  привить им эмоциональное отношение к окружающей среде, научить их сознательно относиться к своему здоровью.Для этого в группе есть коллекция  засушенных листьев и соцветий растений, произрастающих на нашем участке (каштана, берёзы, рябины).  Есть  прозрачные баночки с  желудями и шишками.  Все материалы собраны с детьми и  используются в качестве наглядных пособий во время бесед с детьми о живой природе;

- библиотека с  книгами.  Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего  использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина. После чтения с детьми   провожу беседы.

 Собраны коллекции фотоснимков растений, цветов, насекомых, птиц, диких животных.  Дети знакомятся с условиями их жизни, повадками, узнают об их роли в природе и в жизни  человека, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности;

- создан уголок природы,  где  проводим наблюдения и уход за растениями, а ещё и  мини-огород, в котором выращиваем лук.  Детям нравится не только наблюдать за ростом и развитием растений, но  и ухаживать за ними;

- на территории дошкольного учреждения созданы  ( огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая»)  Круглый год мы с детьми проводим наблюдения и ухаживаем за растениями. Весна, лето, осень – уход за овощами на грядке. Овощи - это источник витамин, нужны для здоровья человека. Зимой наблюдение и забота о  птицах, которые у нас зимуют.

      Во время путешествия по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает ( как вода превращается в лёд и наоборот). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Они рассказывают о своих впечатлениях, учатся ориентироваться во времени и пространстве, играют.  Обучающие игры природоведческого и экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.  В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

     Особое внимание уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.  В работе с родителями по экологическому воспитанию детей,  использую как традиционные формы  (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (выставки работ из природных материалов, участие в конкурсе «Наши четвероногие друзья») методы работы.  Взаимосвязь с семьёй способствует  повышению педагогической культуры родителей, развитию интеллекта у детей, помогает  создавать  для детей более благоприятный климат в семье, в результате чего вырабатываются  правильные формы взаимодействия детского сада и семьи.

      «Экологическое пространство» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Воду можно подкрасить и заморозить. 

Фото-0008.jpg
Уход за растениями в зелёном уголке в группе

Фото-0012.jpg

Уход за растениями в зелёном уголке в группе.



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь
Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • LIza Qulina
    На сайте с 18.10.2013, 16:27:06
  • Даниил
    На сайте с 11.01.2014, 21:08:39
Последние комментарии