Опыт работы "Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления детей с природой"
Тип работ: Педагогический опыт
Чернышева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад №42 "Малинка", город Старый Оскол, Белгородская область.
Моя статья будет интересна коллегам детсих учреждений всех видов деятельности.
Проблемы экологической среды приобрели в настоящее время первостепенное значение, и особо остро встала задача экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. В своей работе я уделяю большое внимание как раз экологическому воспитанию детей.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Ведь именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании объективных представлений об окружающей среде, основанных на чувственном опыте. Одним из важнейших условий решения задачи экологического воспитания является организация развивающей предметной среды.
Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей в полном смысле этого слова, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал для них стимулом и источником исследовательской и поисковой деятельности, у них должен быть сформирован для этого известный, пусть даже минимальный, запас знаний и способов действий.
При анализе экологических знаний детей мною был выявлен целый ряд проблем. В частности, то, что многие дети не умеют видеть и чувствовать красоту и уникальность окружающего мира, и то, что уровень экологического сознания как у детей, так и у взрослых оставляет желать лучшего.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в саду является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. Главными задачами при этом являются:
• создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
• экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка;
• создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения. Экологически развивающая среда в саду должна способствовать…
· познавательному развитию ребенка;
· эколого-эстетическому развитию ребенка;
· оздоровлению ребенка;
· формированию нравственных качеств детей;
· формированию экологически грамотного поведения.
Я свою работу начала с наблюдений. Наблюдения в группе за растениями в уголке природы, на прогулке, во время экспериментов с неживой природой. Поставила перед собой цель выработать у детей интерес к познанию природы, привить им эмоциональное отношение к окружающей среде, научить их сознательно относиться к своему здоровью.Для этого в группе есть коллекция засушенных листьев и соцветий растений, произрастающих на нашем участке (каштана, берёзы, рябины). Есть прозрачные баночки с желудями и шишками. Все материалы собраны с детьми и используются в качестве наглядных пособий во время бесед с детьми о живой природе;
- библиотека с книгами. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина. После чтения с детьми провожу беседы.
Собраны коллекции фотоснимков растений, цветов, насекомых, птиц, диких животных. Дети знакомятся с условиями их жизни, повадками, узнают об их роли в природе и в жизни человека, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности;
- создан уголок природы, где проводим наблюдения и уход за растениями, а ещё и мини-огород, в котором выращиваем лук. Детям нравится не только наблюдать за ростом и развитием растений, но и ухаживать за ними;
- на территории дошкольного учреждения созданы ( огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая») Круглый год мы с детьми проводим наблюдения и ухаживаем за растениями. Весна, лето, осень – уход за овощами на грядке. Овощи - это источник витамин, нужны для здоровья человека. Зимой наблюдение и забота о птицах, которые у нас зимуют.
Во время путешествия по экологической тропе дети экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает ( как вода превращается в лёд и наоборот). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Они рассказывают о своих впечатлениях, учатся ориентироваться во времени и пространстве, играют. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Особое внимание уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей, использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (выставки работ из природных материалов, участие в конкурсе «Наши четвероногие друзья») методы работы. Взаимосвязь с семьёй способствует повышению педагогической культуры родителей, развитию интеллекта у детей, помогает создавать для детей более благоприятный климат в семье, в результате чего вырабатываются правильные формы взаимодействия детского сада и семьи.
«Экологическое пространство» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Воду можно подкрасить и заморозить.
Уход за растениями в зелёном уголке в группе
Комментарии (0)
Похожие мастерклассы
-
Конспект НОД по формированию устойчивых сенсорных эталонов через различные виды чувств (просмотров: 3929, комментариев: 0)
Педагогический опыт -
Ириска (просмотров: 1866, комментариев: 0)
Картина, Педагогический опыт
Комментарии Вконтакте и Facebook