Основные принципы композиции в рисовании. Мастер-класс

Техника: Живопись и рисование
Материалы: Бумага
Тип работ: Урок рисования
Если мы хотим получить хороший портрет, то кроме умения нарисовать лицо и остальные части тела изображаемого персонажа, необходимо знать и некоторые основные принципы композиции.
Правильно построенная композиция, которая заключается в адекватном сочетании сюжетно-тематического центра и менее значительных элементов изображения, делает портрет ярким и выразительным. Для этого нужно гармонично скомпоновать предметы в пределах заданного формата. Второстепенные элементы играют в композиции хотя и подчиненную, но не такую уж малую роль. Первый признак хорошей композиции - это отсутствие лишних деталей и доминирование объекта изображения.
Композиция, в сущности, это отбор и расположение объектов на плоскости рисунка. При этом нужно учитывать перспективу, второстепенные детали, угол зрения, масштаб, фактуру основы и т. д. Образуя единое целое на полотне, все эти факторы позволяют художнику передать основной замысел и идею произведения.
Винсент Ван Гог. Арлезианка. 1888. Холст, масло. Метрополитен-музей. Нью-Йорк, США
Незыблемых правил, на которые можно опираться, чтобы создать выразительную композицию, не существует. Нужно развивать собственное видение композиции, основываясь на личном опыте и знании определенных закономерностей. Поэтому, чтобы улучшить наши образы, необходимо знать главные принципы композиции.
1 ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Неожиданное и искусное изменение привычной точки зрения способно оказать существенную помощь в создании оригинальных и самобытных портретов, улучшить композицию и создать интересные визуальные эффекты. Однако при этом необходимо учитывать многие факторы для того, чтобы выбор точки зрения оказался удачным, усиливая впечатление от портрета и обогащая его композиционный строй.
2 СИММЕТРИЯ. Определяет сюжетно-тематический центр и делит изображение на две части, создавая таким образом приятное впечатление гармонии и покоя. Однако старайтесь не злоупотреблять этим правилом, чтобы избежать однообразия и шаблонности.
СандраЛланас. Мальчик, грезящий наяву. 2004. Дерево, смешанная техника. Акрил и масло
3 АСИММЕТРИЯ. Асимметричная композиция сложнее и интереснее, оставляет более живое и динамичное впечатление. Асимметрию можно создать в объекте изображения, в цвете, размере или в глубине изображения. Нужно помнить о необходимости достижения сбалансированности в композиции, то есть не допускать того, чтобы та или иная часть изображения на картине «перевешивала» остальные. Существенную помощь в этом нам окажут цвет и фактура. Асимметричное построение сюжета придаст ему больше оригинальности и выразительности, но также потребует и большего умения, поэтому нужно учиться интуитивно компоновать будущее изображение, избегая симметрии.
4 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. Глаз человека способен охватить достаточно большой фрагмент пространства, но наш будущий портрет ограничен размерами холста. Поэтому, выстраивая композицию, необходимо выделить главное - то, в чем заключается собственно смысловая нагрузка произведения и его художественный образ, помещая его в центр внимания зрителя и отсекая все лишнее. Главный предмет и фон составляют два основных элемента изображения.
Основной объект портрета, или, иными словами, изображаемый персонаж, должен предстать перед нами в наиболее интересном ракурсе. Для поиска этого ракурса нужно понаблюдать за моделью с разных точек зрения, то приближаясь, то отдаляясь от нее, внимательно изучить жесты, мимику, наклоны и повороты головы, выражение лица, пока не будет найдена оптимальная позиция, позволяющая наилучшим образом выявить и запечатлеть натуру с интересующими нас характерны ми особенностями. Таким образом можно достичь естественности и непринужденности, но вместе с тем и объективности изображения. Не менее важной частью портрета является фон. Это утверждение может показаться очевидным, но во многих случаях неудачный фон способен испортить хороший портрет, в чем нетрудно убедиться. Следовательно, нужно тщательно подобрать для фона нейтральный цвет, не сливающийся с предметом изображения.
Сандра Лланас. Женщина с невидящим взором. 2004. Дерево, масло
5 СВЕТ. Трудно переоценить этот фактор в создании художественного образа. Правильно подобранный свет - это основа всех картин, в каком бы жанре они ни были написаны. Но в случае портрета он особенно важен, поскольку светотень является основным средством, моделирующим черты лица изображаемого человека. Важно учиться оценивать качество света и то, как он падает на модель, ведь от этого зависит внешний вид предметов и людей.
Для портрета часто используется боковой свет, он освещает одну половину объекта и оставляет в тени другую, создавая тем самым контраст и прорисовывая форму и объем лица. Передний свет, хотя и дает резко выраженные света и тени, скрадывает черты лица, делая его плоским, поэтому не рекомендуется при написании портрета. Если же источник яркого света сместить вправо или влево от головы, освещение получится жестким, оставляя другую сторону в глубокой тени.
Мягкий, или рассеянный, свет дает менее интенсивные, приглушенные тени, равномерно освещает весь объект, ослабляет яркость цвета и позволяет скрыть неровности поверхности и детали изображения, благодаря чему лицо человека приобретет более мягкий и приятный вид.
В некоторых случаях можно применять различные сочетания видов освещения, чтобы найти равновесие между светом и тенью.
Сандра Лланас. Мужчина в красном свитере. 1997. Дерево, акрил
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!
Комментарии (0)
Похожие мастерклассы
-
Живопись тушью "Холм". Мастер-класс (просмотров: 2084, комментариев: 0) kotik79
Урок рисования -
Анатомия стопы в рисовании (просмотров: 2593, комментариев: 0)
Урок рисования -
Изображение с необычного угла при рисовании (просмотров: 2024, комментариев: 0)
-
Изображение косичек в рисовании (просмотров: 2424, комментариев: 0)
Урок рисования -
Различные особенности в рисовании (просмотров: 5207, комментариев: 0)
Урок рисования -
Определение нужных оттенков в рисовании (просмотров: 2080, комментариев: 0)
-
Анатомия тела в рисовании (просмотров: 3511, комментариев: 0)
Урок рисования -
Скользящий по ветру (просмотров: 2710, комментариев: 1) Ирина
-
Новая жизнь пластиковых упаковок (просмотров: 3800, комментариев: 0) Lenard
-
Использование туши (ебоку). Мастер-класс (просмотров: 2043, комментариев: 0) kotik79
Урок рисования -
Живопись тушью "Клён". Мастер-класс (просмотров: 2159, комментариев: 0) kotik79
Урок рисования -
Изображение головы взрослого человека в рисовании (просмотров: 4173, комментариев: 0)
Комментарии Вконтакте и Facebook