Папье-маше

vano 22 мая, 2015 - 8:6 (Просмотров: 1792) — vano

Техника: Папье - маше
Материалы: Бумага

Папье-маше - слово французское, дословно это значит - жеваная бумага. В массовом производстве измельченную бумагу разваривают в котлах, а затем, отжав, смешивают с клеем, мелом или гипсом. Из полученной таким образом густой массы штампуют изделия. Мы же расскажем о более простом и доступном способе изготовления поделок из папье-маше. Таким способом является обклеивание какой-либо формы небольшими кусочками рыхлой (не глянцевой) бумаги, смоченными в жидком столярном клее или мучном клейстере с добавлением в него столярного клея. Для папье-маше годятся старые газеты, оберточная бумага и другие сорта не твердой и не проклеенной, не глянцевой бумаги.. Чем меньше форма и чем больше на ней мелких деталей, тем мельче должны быть кусочки бумаги - иначе трудно будет добиться точной передачи деталей обклеиваемой формы. Бумагу нужно рвать руками, а не нарезать ножницами или ножом.

Форма обклеивается несколькими слоями бумаги, в зависимости от размеров и назначения изготовляемого предмета (от трех до шести и более слоев), поэтому для обклейки желательно иметь бумагу двух цветов - это обеспечит более равномерную обклейку и поможет легче считать слои. Формой для изготовления могут служить любые предметы, например, вазы, кринки, фужеры и т. п. Однако чаще приходится изготовлять специальные формы, скажем, для масок, кукол и др. Формы делаются из жирной глины (то есть глины без примеси песка) или пластилина. Формы из глины должны просушиваться, но не на солнце, так как они могут потрескаться. Пластилин продается в магазинах художественных и канцелярских товаров. Пластилин лучше покупать скульптурный и одного цвета; разноцветный пластилин из-за своей пестроты мешает правильно видеть форму. Пластилин имеет перед глиной то преимущество, что он не сохнет, более пластичен; изготовленная из него форма может быть сразу употреблена в дело, без предварительной сушки.

Перед началом работы форму нужно покрыть тонким слоем технического вазелина или другого жира и уже на него накладывать первый слой бумажных кусочков, размоченных в обычной воде без добавки клея. Необходимо добиваться, чтобы между кусочками бумаги не было просветов и каждый слой полностью покрывал всю форму. Кусочки бумаги притираются к форме кругообразными движениями пальцев, благодаря этому достигается ровность слоя и более точная передача деталей формы. Кусочки для второго и последующего слоев размачиваются в жидком столярном клее или клейстере с добавлением столярного клея. При работе необходимо иметь тазик с водой и чистую тряпку для мытья и вытирания рук.

После выклейки всех слоев изделие просушивается и снимается с формы. Изделие нельзя сушить на солнце или в печи, оно при этом деформируется. При сложных формах неизбежно образуются так называемые «замки», и изделие невозможно бывает снять. Тогда его разрезают на части (рис. 1), которые затем вновь склеивают между собой полосками бумаги и просушивают. Очень удобно разрезать готовое изделие лезвием безопасной бритвы. С готового склеенного изделия удаляют грубые неровности, если таковые появились (делается это ножом или шкуркой), грунтуют его левкасом (см. ниже), шкурят мелкой шкуркой и затем окрашивают гуашью, темперой, масляными красками, «золотят» или «серебрят».

Клейстер для папье-маше делается из сеяной пшеничной муки. Ее разводят водой до густоты сметаны, хорошо размешивают, а затем, энергично мешая, чтобы не образовались комочки, заваривают крутым кипятком. Для большей клейкости в клейстер добавляют одну часть жидкого столярного клея на 10-12 частей клейстера.

папье-маше 

Рис. 1

Можно приготовить клейстер и из картофельной муки. Столовую ложку картофельной муки разводят в полстакане холодной воды; хорошо разболтав раствор, его медленно вливают в 500 г кипящей воды, все время помешивая кипящую воду ложкой (в одном направлении), пока раствор не загустеет. После остывания клейстер из картофельной муки, или, как его еще называют, крахмал, готов к употреблению.

Левкас. Этот грунт для изделий из папье-маше приготовляется из 50 весовых частей тонко тертого, просеянного мела; 15 весовых частей разведенного и разогретого столярного клея; 5 весовых частей олифы и 30 частей горячей воды. Все это должно быть хорошо перемешано. На изделие левкас наносится небольшой деревянной лопаткой - шпателем и разравнивается пальцами, смоченными в воде.

Этот грунт может быть использован вами при изготовлении оформления помещений для придания декоративным элементам различных фактур. Например, изделию из дерева или картона можно придать фактуру дикого, нетесаного камня; для этого на изделие грубо набрасывают грунт и по высыхании не шкурят его, а прямо окрашивают клеевой краской. По слою грунта, пока он не высох, можно наносить заостренной палочкой различные рисунки и орнаменты. Поверх левкаса можно делать различные присыпки, например толченым стеклом и т. п. Здесь для вашей творческой фантазии открываются неограниченные возможности.

Для лучшего сцепления грунта с поверхностью ее предварительно обрабатывают рашпилем или грубой шкуркой.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь

Похожие мастерклассы

Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • LIza Qulina
    На сайте с 18.10.2013, 16:27:06
  • Даниил
    На сайте с 11.01.2014, 21:08:39
Последние комментарии