Приемы и методы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Ралиночка 16 сентября, 2014 - 6:21 (Просмотров: 3217) — Ралиночка

Материалы: Крупа Пластилин
События: Хорошее настроение
Тип работ: Педагогический опыт

Приемы и методы развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Бикмухаметова Ралина Фагиловна, детский сад №43, г.Казань

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с задержкой речевого развития отстает и развитие движений пальцев рук, при этом может быть нормальной и даже выше нормы общая моторика. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

 Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.

У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.

Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны. Сюда включают:

- самомассаж и массаж пальцев рук;

- предметную деятельность;

- пальчиковый игротренинг;

- занятия по изодеятельности.

Основной задачей во время массажа и самомассажа является нормализация состояния тонуса мелких мышц кистей рук. Для этого используют приемы поглаживания, разминания, растирания, легкую вибрацию, похлопывание. Можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Всем знакома с детства “Сорока”, с помощью которой в процессе проговаривания взрослый производит поглаживания ладошки, затем поочередное растирание пальцев. В игре “Прятки”:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

используется прием легкой вибрации, разминания. Во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку:

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей

Пальчики, ладошки.

Возможно использование холодной и горячей воды попеременно. Аналогично применение кубика льда.

Следующий вид – предметная деятельность включает в себя игры и действия с игрушками и предметами. Для тренировки пальцев рук следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, пирамидки, мозаики, конструкторы, счетные палочки и многое другое.

Детям можно предложить следующие игры:

“Переложи игрушки”. Ребенок складывает в прозрачный сосуд мелкие предметы (пуговицы, фишки) сначала правой, затем, левой рукой.

“Шаловливый котенок” - смотать клубок ниток.

“Играем на балалайке” - между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку, перебирать ее, как струны балалайки.

“Выгладим платочки для мамы и дочки” - разгладить скомканный лист бумаги.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок.

1. “Флажок” - 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз.

2. “Очки” - соединить в кольцо большие и указательные пальцы.

3. “Стол” - левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую положить сверху.

4. “Елка” - пальцы рук скрестить под углом друг к другу.

5. “Кораблик” - ладони округлить и прижать друг к другу.

Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8 раз, сначала одной рукой, затем – другой, а в завершении – двумя руками вместе. Воспитателю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными и четкими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому.

Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно разыгрывать различные инсценировки: “На птичьем дворе”, “Мама – птичка и птенчики”, “На скотном дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.

Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети осваивают игры, которые проводят двумя руками: например, одна рука домик, другая – кашка, или используют несколько событий, сменяющих друг друга.

Например, игра “Котята” - сжать пальцы в кулачок и разгибать по одному.

Один котенок пьет молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котенок.

Два котенка пьют молочко

Оно такое вкусное, что идет

Еще один котенок...

Большое место в развитии мелкой моторики руки детей отводится изобразительной деятельности. Детей учат раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т.е. разными способами, работать ножницами, лепить. В процессе выполнения заданий у детей развивается и фразовая речь.

Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Планируя фронтальную и индивидуальную работу с детьми по развитию мелких мышц кисти руки необходимо привлекать к помощи и родителей. Посоветуйте, чем можно позаниматься с малышами дома, чтобы развить ручную умелость:

- запускать пальцами мелкие волчки,

- разминать глину, пластилин,

- катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шары,

- нанизывать бусы, пуговицы, сортировать крупу,

- наматывать клубки, проволоку,

- застегивать пуговицы, молнии, липучки,

- закручивать шурупы, гайки,

- складывать матрешек, пирамидки и многое другое.

Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует в дальнейшем школьные трудности. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь

Похожие мастерклассы

Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • Tanyaya
    На сайте с 19.03.2013, 19:27:30
  • Анна
    На сайте с 19.03.2013, 19:51:54
Последние комментарии