Проблемы ремесленной игрушки

snegovik 1 февраля, 2014 - 9:45 (Просмотров: 2666) — Алексей

Техника: Лепка
Материалы: Глина

Привлекательна детская игровая утварь: маленькие кухонные наборы, ведерки с коромыслами, лопатки и грабли, сделанные по всем правилам. Наконец, поразило обилие тряпичных кукол разного размера, которых хотелось подарить девочкам для игры.

Приведем в пример несколько игрушек, отмеченных как лучшие, но вызвавших споры. Такой интерес доказывает, что авторам необходимо продолжить работу. Попробуем поучаствовать в обсуждении изделий. Познакомьтесь с игрушкой, рассмотрите ее, прочитайте краткий анализ, попробуйте ответить на вопросы. Мы сознательно задаем их, оставляя без ответа, чтобы заострить внимание на проблемных моментах.

Игрушка «Тарантас» (Э.М.Тарасов, Е.В.Жигалов) - лошадка-каталка со встроенным стульчиком. Похожий тип выдолбленных из ствола дерева детских напольных стульев бытовал в удмуртских деревнях. В соразмерном ребенку, на тяжелом стуле-колоде можно было оставить его и уйти по делам. Видели ли вы в музеях такой стул? Насколько он был полезен в быту? Комфортно ли в нем было ребенку? Поставив стул на колеса, современные мастера превратили его в каталку. Подумайте, соотнесен ли размер современного изделия с детскими размерами? Легко ли будет ребенку катать такую игрушку? Удобно ли ему будет сидеть внутри каталки? Не упадет ли малыш с сиденья? Предложите, как превратить игрушку в многофункциональное изделие: каталку, детский стул, ходунки, неотъемлемый атрибут комнаты младенца, который учится ходить. Достоинства игрушки: обобщенная условная форма, культура обработки дерева с выявлением его естественной красоты, черно-красная роспись, привносящая нарядность, наконец, сам образ коня, веселого, с задорно торчащим мочальным хвостом. Нравится ли вам декор игрушки по мотивам мезенской росписи? Можно ли заменить орнамент на национально-узнаваемые узоры и знаки? Какими они должны быть? Противоречат ли уточки, кони, солярные знаки северян финно-угорским представлениям о мире?.

Деревянная скульптура с движением «Колотушка» (С.Н. Гук) народна по сюжету, наполнена юмором. Два мужика стучатся лбами в деревянную дверь: один изнутри, другой снаружи. Как вы думаете, знаком ли мастер с изделиями резчиков села Богородское? Какие конструкции они используют для приведения игрушек в движение? Какие сюжеты были традиционными, а какие появились в наши дни? Мастер из Удмуртии так же как богородские резчики любит и ценит красоту дерева, безупречно владеет приемами скульптурной резьбы, умело обобщает формы, экономно расходуя собственные  усилия  и  материал.

У него конструкторский дар, так как он изобрел интересную конструкцию, позволяющую фигуркам убедительно и забавно двигаться. Эффективно ли «работает» конструкция удмуртского мастера? Не тяжелы ли фигурки? Нравится ли вам сюжет игрушки? Какие сюжеты можно еще придумать для этой конструкции?

Игрушка «Паровозик», плетеная из бересты (В. М. Касимова). У паровозика болыпеоконная кабина, куда ребенок может поместить машиниста - куклу, да два вагончика-коробейки, готовые принять любой груз. Паровоз и вагоны поставлены на деревянные колесики. Понравится ли эта игрушка современным детям? В какие игры с нею можно играть? Игрушка лаконична, удачна по размерам и пропорциям. Хочется сказать о ней: «Проста, как лапоть». Как вы думаете, комплимент это или нет? Игрушка имеет золотистый цвет, греющий душу, будто солнышко. Рисунок косого плетения в виде ромбиков украшает поверхности обобщенных форм паровоза и вагончиков. Он такой же простой, как они, но контрастирует по масштабу с размерами самого изделия. Предложите варианты игрушек, где можно использовать подобные простые плетеные формы. Вы заметили, игрушка может использоваться не только для игры. Автор делает кабину емкостью, в которую можно поставить карандаши, ручки, кисти. Вагончики можно заполнить канцелярской мелочью. Такой остроумный настольный прибор оживит рабочий стол и школьника, и педагога, и чиновника. Люди, способные оценить рукотворные, художественные изделия из натуральных материалов, несомненно, будут рады такому подарку. Его не стыдно презентовать заграничным гостям и партнерам.

Кукла из бересты (С. Русских) изображает красавицу в длинном платье, высоком головном уборе. Какой мифологический образ можно представить с помощью этой куклы? Автор сохраняет сложную структуру и богатство орнаментации национального костюма, который этнографы сравнивали с песней, но передает их в стилистике и в благородной цветовой гамме природного материала. Не кажутся ли вам излишними затраты ручного труда мастерицы? Важно ли сохранять этнографическую точность в стилизации народного костюма? Нужно ли копировать текстильный орнамент при декорировании берестяной куклы? Кукла имеет простую конусообразную форму, потому она не только устойчива, но и симметрична, монументальна, представительна. Голова куклы - деревянный шар, без лица. Как вы думаете, нужно ли придать голове правильные формы, конкретизировать черты лица? В какой технике, по вашему мнению, лучше это сделать? Можно ли дать это изделие детям для игры? Обоснуйте положительный и отрицательный ответы. Может ли кукла выполнить роль сувенира, почему? Кому бы вы порекомендовали купить или подарить такой сувенир?

проблемы ремесленной игрушки

С. Русских. Девушка-удмуртка. Удмуртия, пос. Игра. 2005

Возвышенный мифологизированный образ может донести до представителей других культур богатство национальной культуры, уникальные традиции рукоделия. Но не меньше могут сказать и скромные игрушки, где единство функции и формы - залог профессиональной состоятельности ее создателя. Национальная узнаваемость должна достигаться не столько внешним подобием, сколько глубоким пониманием самих основ народного творчества. Здесь главное -целостность мира человека и мира природы, нерасторжимость красоты, пользы и священных истин общечеловеческого значения, доброго юмора и стремления к праздничному, что составляет идеал народной жизни, наивный, «детский», полный интереса взгляд на явление, умение выделить главное. Размышляя о самой распространенной ошибке в декоративном решении игрушек, хочется напомнить определение «стилизаторства» как механического перенесения декора в новые изделия и «стилизации» как творческой переработки исторического образца. В результате должно появиться программно новаторское произведение. В традиционном же искусстве, что замечательно для товарных изделий, можно тиражировать находку бесконечно, обогащая ее вариациями.

Кроме ремесленных игрушек, на выставках можно увидеть детские поделки. Эффективность педагогического процесса нельзя оценивать только по его результату в виде игрушек, ставших выставочными образцами. Дипломами и призами награждаются иногда игрушки, поражающие затратами труда и материала. Рядом с куклами в народных традициях экспонируются выполненные аккуратно по одной выкройке яркие и «глазастые» куклы - герои мультфильмов или фабричные пластмассовые с одинаковыми кукольными личиками барышни, одетые в уменьшенные копии народных костюмов. Формальность такого подхода к созданию игрушки в национальных традициях очевидна. Успешнее комплексный подход к изучению народной игровой культуры.

Так, в Республиканской детской библиотеке им. А.П.Гайдара проводились праздники, подводившие итог поисковой работе, организованной сельскими и городскими библиотекарями под руководством методистов и ученых. На одном из таких зрелищных и очень теплых праздников с помощью игрушек-самоделок дети не просто демонстрировали знание традиционных образцов, но и обыгрывали реконструкции народных игр. Использовались народные костюмы, фольклор, помощь бабушек. Хотелось бы, чтобы проведение таких фестивалей стало традицией, чтобы сельские школьники встречались на них со своими городскими ровесниками, оторванными от национальной культуры, и те и другие чувствовали ценность краеведческих изысканий, проявляли творческий подход к ним. Системности и целенаправленности процесса приобщения детей к этнической культуре служит координация планов учреждений Министерства национальной политики, Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства образования и науки, с учетом современных научных достижений.

Участие художников-профессионалов в изготовлении сувенирной продукции, привлечение их в качестве руководителей курсов и семинаров, безусловно, благотворно влияет на ее качество. Рассмотрим как удачный пример творчество уже знакомой нам З.М.Лебедевой. Она давно увлечена этнографической куклой. В свое время ее коллекция послужила автору этих строк для иллюстрирования положений об универсальности языка народной игрушки. Но ее коллекция собирается не как музейный фонд, а как методическое подспорье, куклы легко дарятся. В произведениях художницы копии этнографических куколок дружной компанией сидят в плетеной корзинке из пахучих трав как в забавном возке для этого смешного, рукотворного народца. Другие пришиты к гобеленам, сотканным из природных же материалов, и выглядят духами или гидами по фантастическому лесному миру. Опора на традиции, высокая оценка художественности этнографических образцов и как результат - смелость их копирования, однако иное - мифологическое содержание - черты индивидуального творчества художника. Но в данном случае налицо не подражание, модное подстраивание под национальную форму, а внутреннее родство с народным творчеством. Это использование натуральных материалов, буквально лежавших под ногами: трав, неокрашенных льняных и шерстяных нитей, необработанного, сохранившего дух леса дерева, старого текстиля. Это простота и остроумие подсмотренных в народных образцах конструкций, экономия не только материала, но и физических усилий, и как результат - лаконизм и выразительность образов. Наконец, образность, созвучная национальному менталитету. Маленькие герои просты и скромны, наполнены мягким юмором, естественны в сказочном языческом лесном мире, дружны как члены соседской общины, где вся деревня участвует в праздниках отдельных семей. Показательно и то, что художница преодолевает требование уникальности авторских произведений, тиражируя их для сувенирных магазинов. Ей приятно дарить людям свои художественные находки и делиться заботой о сохранении традиций этнической культуры.

Игрушка активизирует момент общения автора и зрителя. Она и в музее «просится в руки». Потому ей легко превратиться не только в этнически узнаваемый сувенир, но и в объект перформанса. Так, глиняные свистульки А.П.Степанова - простой, но эффективный музыкальный инструмент, поющий в руках любого, даже обделенного слухом. Они украшают своими звуками многолюдные этнофутуристические фестивали, напоминающие старые народные гуляния, где актеры и зрители были неразделимы, где каждый с радостью демонстрировал свой талант певца, танцора, создателя народного костюма. Здесь же, совсем недорого, можно приобрести глиняные игрушки художника, маленькие, легко ложащиеся в руку, аккуратные, скромные по отделке. Он лепит их из простой красной глины, расписывая локальными пятнами или даже оставляет не расписанными. 

проблемы ремесленной игрушки

АЛ. Степанов. Глиняная свистулька-шулан. г. Ижевск. 2005

проблемы ремесленной игрушки

АЛ. Степанов. Мужик. Баба. г. Ижевск. 2005

Приемы лепки выверены, формы лаконичны. Декор, выполненный в технике вдавливания полого стержня и заостренной палочки в сырую глину, очень прост, но эффектно выглядит на заглаженной поверхности глины. А.П.Степанов воспроизводит способ декорирования,   который   использовали древние мастера Прикамья. Любимые образы художника фольклорные. Это зайцы, лисы, медведи, одетые в крестьянскую одежду, каждый со своим характером, из своей сказки. Это забавные бабы, будто вытаращившие глаза: отчего здесь сегодня столько народу, невозмутимые мужички - борода лопатой (рис. 42). А в память о выступлении известного ученого или актрисы можно купить их глиняные портреты-игрушки, созданные мастером с большим чувством такта, замешанного на народном юморе и глубоком уважении. Керамические скульптурки, свистульки, музыкальные инструменты А.П.Степанова этнически самобытны, многофункциональны, сохраняют свободу авторского самовыражения.

В целом обращение профессионалов к декоративно-прикладному искусству, смешение жанров и видов искусства в игровой стихии публичных акций, нацеленных на привлечение средств других видов искусства, в том числе народного творчества, а также на расширение зрительской аудитории, являются способом решения проблемы элитарности изобразительного искусства. Выход творений художников из тишины музейных залов к людям, забота об их «товарности» и доступности однозначно полезны.

Для производителей игрушек немаловажными будут целесообразность и остроумие конструктивного решения изделий народных мастеров, точность приемов исполнения, доведенных до предельной экономии материала и усилий изготовителей, использование натуральных материалов: дерева, глины, текстиля. Они недороги, доступны, экологически чисты, что особенно важно сейчас, когда синтетические материалы угрожают здоровью людей. Подчеркнем созвучность народной игрушки природе, в том числе природе человека. В эпоху обострения конфликтов немаловажна способность народной игрушки отражать самобытность мироощущения и духовно-материального опыта народов нашей многонациональной страны.

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь

Похожие мастерклассы

Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • LIza Qulina
    На сайте с 18.10.2013, 16:27:06
  • Даниил
    На сайте с 11.01.2014, 21:08:39
Последние комментарии