Рисование. Млекопитающие
Если вы хотите стать художником-анималистом, то вам понадобится хорошая книга по анатомии животных. Если вы не являетесь квалифицированным ветеринаром, то вы вряд ли запомните названия всех костей и мышц животных, которых вы решите изобразить, -да это вам и не нужно. Рисуете ли вы с натуры или с фотографии, вы все равно видите поверхность тела, а не скелет и не мышцы. Поэтому и сосредоточиться вам нужно именно на поверхности.
Ваш первый шаг (как всегда) - это точные измерения и анализ форм тела.
Конечно, пропорции тела у разных животных различны: у жирафа, к при меру, шея и ноги очень длинные относительно размеров тела, а у мыши шея и лапки, напротив, очень короткие. Даже у разных пород одного и того же вида пропорции могут быть разными: у грейхаунда, который должен преследовать добычу, очень длинные ноги и стройное тело, а у бульдога все наоборот.
Начните с основных измерений, с которыми впоследствии можно будет сопоставить размеры других частей тела. В качестве ориентира измерения можно использовать голову животного. Определите, сколько раз она укладывается в шее, или спине, или ноге животного, и тогда вы сможете соблюсти правильные пропорции в своем рисунке. Если вы пишете «портрет» животного, то можете выбрать более мелкую единицу измерения, например расстояние между внешними уголками глаз. Но принцип при этом останется прежним. Если вы правильно определите основные измерения, то и все остальное будет соразмерным.
Второе, что вам необходимо всегда учитывать: тело животного должно выглядеть округлым. Вместо того чтобы начинать с очертаний фигуры, постарайтесь с самого начала придать ей трехмерность.
Измеряйте тщательно. Хотя гиены в чем-то похожи на собак и многие считают их таковыми, передние ноги у них длиннее задних. Шея также длиннее, чем можно было бы ожидать. Если вы будете рисовать это животное, не определив относительные размеры отдельных частей его тела, то пропорции окажутся абсолютно неверными.
Позитивная форма. Начиная рисовать, постарайтесь представить животное в виде геометрической трехмерной фигуры. Этот еж может быть изображен в виде округлой «коробки». Обратите внимание, что верхняя часть его головы светлее, чем боковая часть, обращенная к нам.
Негативные формы. Очень важно обращать внимание на негативные формы - пространства между отдельными частями тела. На фотографии - обезьяна коата. Сложной формы пространства между веткой, лапой обезьяны и ее хвостом и между ее левой лапой и ногами -удобные ориентиры.
Сделайте несколько очень быстрых и схематичных набросков выбранного животного, ограничиваясь одними лишь геометрическими формами и отказавшись от каких-либо деталей. Затем посмотрите на то же животное под другим углом. Оцените, как перспектива влияет на форму. Если вы, к примеру, смотрите на слона сбоку, то его тело представится вам почти что квадратной, плоской коробкой, а ноги - цилиндрами. Если животное слегка повернется и встанет к вам в три четверти, то форма тела чуть заострится сзади, а «цилиндры» задних ног станут короче передних. Когда же слон повернется к вам лицом, то эффект перспективы геометрических форм станет еще более очевидным: «коробка» тела покажется более глубокой и короткой.
Когда вы научитесь мыслить подобным образом, вам станет легче передавать важные детали и работать с фактурой.
Затем изучите, как животное стоит и двигается. Некоторые животные при ходьбе опираются на землю всей поверхностью конечности, как люди.
Другие же опираются лишь на какую-то часть. Собаки и кошки, к примеру, касаются земли пальцами, но не пятками. Их конечности имеют свои анатомические особенности. У животных, которые ходят на пальцах, длинные кости, образующие скелет запястья и предплюсны, а это означает, что кости, которые можно было бы сравнить со щиколоткой у человека, располагаются гораздо выше, чем у людей. Существует третья группа животных, которые ходят на кончиках пальцев, то есть на копытах. К ней относятся лошади и крупный рогатый скот.
На то, как животное стоит и ходит, в значительной степени влияет характер передвижения. Внимательно изучите, как животное двигается, даже если вам не придется рисовать его ступни, так как они закрыты высокой травой или тонут в песке или грязи. Обратите внимание и на уши. Одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают новички, - расположение ушей на макушке. На самом деле уши у животных находятся выше уровня глаз и позади, чуть ниже макушки. Они очень выразительны: по ним можно определить, расслаблено ли животное или же настороженно прислушивается.
А теперь подумайте о том, как животное ест: этот процесс определяет форму его челюсти и пасти. Например, у хищного льва сильные, мощные челюсти, которые могут широко распахиваться, чтобы удержать добычу. У жвачного животного, в частности у коровы, челюсти приспособлены для пережевывания и не раскрываются очень широко.
Все это поможет вам правильно изобразить и передать характер животного.
Конечно, полностью игнорировать кости и мышцы невозможно, так как они влияют на визуальное представление рельефа туловища. Когда кости и мышцы располагаются близко к поверхности тела, вы видите их выступающие формы на коже животного. Их следует передать очень точно, чтобы фигура выглядела трехмерной. Когда животное движется, то в действие приходят определенные мышцы (например, когда лев разрывает мертвую газель, у него напрягаются мощные мышцы шеи).
Походка орангутанга. По земле орангутанги перемещаются с помощью всех четырех конечностей. Они опираются на фаланги пальцев и выглядят очень неловкими и неуклюжими. На деревьях эти обезьяны двигаются совершенно по-другому: своими длинными пальцами они хватаются за ветки и раскачиваются на руках. Брахиация, то есть передвижение с помощью рук, является типичным для орангутанга, так как его мощные передние конечности длиннее задних. Хотя густой мех животного скрывает форму конечностей и игру мышц, очень важно правильно изобразить форму тела. А для этого вам придется обратить внимание на многообразие оттенков волосяного покрова, которые передают светотень, тем самым создавая ощущение объема.
Однако вы должны убедиться в том, что передаваемые вами на рисунке тени отражают переходы мышечных форм самого животного. Если вы нарисуете тень, отбрасываемую чем-то другим, то изобразите несуществующую мышцу.
Следует помнить и о другом. Дикие животные, особенно большие кошки, в зоопарках и сафари-парках выглядят совсем не так, как в природе. Невозможно нарисовать львицу в зоопарке или сафари-парке, а потом окружить ее африканским пейзажем. Самое очевидное различие - цвет. Освещение в любом парке будет отличаться от освещения в естественной среде обитания. Кроме того, важную роль играет цвет почвы - не только потому что животное может лежать на земле, а потом покрыться пылью, но и потому что цвет почвы может отражаться от шкуры зверя. Вы наверняка заметите, что у диких животных мышцы развиты лучше, чем утех, кто живет в зоопарках. Диким животным приходится самим добывать пищу, поэтому они гораздо сильнее. Им приходится бороться за выживание с другими животными, поэтому на их телах нередко можно заметить следы от повреждений и шрамы.
Как движутся конечности. Если вы хотите нарисовать движущееся животное, вам нужно внимательно изучить движение конечностей. Только в 1877 году фотограф Эдвард Май-бридж доказал, что ноги лошади, бегущей галопом, подтянуты под живот. До этого лошадей в галопе изображали с вытянутыми вперед передними и назад задними ногами. Обратите внимание и на то, какую роль в передаче движения играют развевающиеся грива и хвост.
Настороженная поза. Навостренные уши, сосредоточенный взгляд и напряженные мышцы этого кролика говорят нам о том, что он боится хищника. Он готов бежать при первом же признаке опасности. Всегда обращайте внимание на такие признаки, так как они могут многое сказать вам о характере животного и о том, кем он является: хищником или добычей.
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!
Комментарии Вконтакте и Facebook