Создание пространственной глубины в рисовании

28 марта, 2015 - 20:7 (Просмотров: 13185) —

Техника: Живопись и рисование

Одна из главных проблем начинающего художника - это создание пространственной глубины на плоском, двумерном листе бумаги. Например, если вы рисуете пейзаж, на переднем плане которого большой валун, а вдали высятся горы, то как показать, что валун - рядом, а горы - далеко?

На протяжении веков люди придумывали разные системы, которые помогали создавать иллюзию пространственной глубины. Один из приемов заключался в вертикальном построении картины - самые отдаленные элементы изображались в верхней части. В традиционных китайских пейзажах горы всегда находятся вверху, лесистые склоны под заснеженными вершинами, а озеро или река с лодкой внизу.

В западном искусстве для создания иллюзии расстояния использовались изменения тона и масштаба. О пер¬спективе написаны большие тома, но ее основные принципы довольно просты для понимания. Ключ к успеху кроется в наблюдательности.

Воздушная перспектива

Воздушная, или атмосферная, перспектива использует явные тональные различия между близкими и отдаленными предметами. Эти различия помогают создать ощущение глубины и отдаленности. При близком рассмотрении предметы темных цветов и затененные участки кажутся очень темными. На среднем расстоянии они выглядят светлее.

Еще дальше даже самые темные тона становятся приглушенными. На большом расстоянии они приобретают бледный голубоватый оттенок. Та-кой эффект связан с присутствием в воздухе пыли, частиц влаги и других веществ. Воздух «загрязнен» мелкими частицами, которые заслоняют предметы на большом расстоянии. Такой прием передачи перспективы широко использовался в западном искусстве.

Тональные различия на расстоянии

Обратите внимание на то, как эффективно использованы тональные различия в этом рисунке. Они создают ощущение расстояния. Посмотрите на лодки, лежащие на берегу: те, что находятся ближе всего к нам, самые темные. Далее расстояние увеличивается, и тона смягчаются, а на горизон-те берег и океан становятся совсем светлыми.

создание пространственной глубины в рисовании

Мягкая дымка

Во влажную, туманную погоду или в сильную жару, когда влага активно испаряется, возникает дымка. Эта дымка смягчает пейзаж, и тона отда¬ленных предметов приобретают голу¬боватый оттенок. В нашем примере тенистые деревья обрамляют старин¬ный дом, который показался бы мрач¬ным, будь эти деревья ближе к нам. Но на среднем расстоянии тона смягча¬ются, а в отдалении становятся совсем бледными. Тональные переходы не резкие, но для ощущения расстояния они очень важны.

 создание пространственной глубины в рисовании

Вертикальная перспектива

В этом эскизе художник скопировал картину японского мастера Хиросиге «Зима на реке Сумида». Иллюзия глу¬бины создается посредством верти¬кальной перспективы. Самые далекие предметы находятся в верхней части картины. Паромщик на плоту изобра¬жен в нижней части, благодаря чему создается впечатление, что он нахо¬дится на переднем плане. Ближние де¬ревья нарисованы выше паромщика, а горы - еще выше. Так художник пе¬редал ощущение расстояния.

создание пространственной глубины в рисовании

Прямая перспектива

Чем дальше предметы от вас, тем меньше они кажутся. Этот эффект можно использовать для создания иллюзии расстояния.

Прямая, или одноточечная, перспектива используется там, где все плоскости параллельны. Например, посмотрите на улицу. Мы видим у всех домов, расположенных по обе ее стороны, одни только фасады. Горизонтальные плоскости верхних этажей расположены выше уровня глаз. Создается впечатление их наклонности, хотя вы точно знаете, что они горизонтальны и наклона не имеют. Горизонтальные линии, расположенные ниже уровня глаз, кажутся восходящими, хотя в действительности остаются на одном и том же уровне. Эти иллюзии можно использовать для того, чтобы убедить зрителя в том, что дорога уходит вдаль.

Чтобы определить правильный наклон горизонтальных линий, нам необходима воображаемая точка - точка схода. Человек среднего роста, который смотрит прямо перед собой, видит горизонт примерно в 5 км от себя. Чтобы нарисовать перспективу, поместите воображаемый горизонт на уровне глаз и отметьте на нем точку схода - место, в котором пересекутся все горизонтальные линии, если продлить их до горизонта. Если все сделать правильно, то возникнет ощущение расстояния. Помните, что это правило относится только к горизонтальным элементам. Все вертикали должны остаться строго вертикальными.

Улица, пример одноточечной перспективы

В этом примере все горизонтальные элементы, которые находятся выше уровня глаз (например, линии крыш, верхние и нижние стороны наличников окон), опускаются вниз, к точке схода. Линии, которые расположены ниже уровня глаз, поднимаются к той же точке. Не забывайте, что в действительности все эти линии являются строго горизонтальными. Если изобразить дома с горизонтальными плоскостями, то есть не устремлять горизонтали к точке схода, у зрителя не возникнет ощущения того, что они параллельны.

создание пространственной глубины в рисовании

Одноточечная перспектива с прямыми углами

Здесь художник также использовал одноточечную перспективу, чтобы правильно изобразить здания и показать расстояние. Люди, которые находятся на заднем плане, меньше тех, что изображены на переднем. В конце дороги мы видим другую улицу, которая пересекает ее под прямым углом. Поскольку вторая улица параллельна плоскости картины, точки схода она не имеет. Если бы мы могли видеть боковые стены здания в неоклассическом стиле, которое находится на второй улице, то продолжения горизонтальных линий сошлись бы в той же точке схода, что и линии дороги, где стоит сам художник. Если бы мы видели более далекие улицы, пересекающие основную дорогу под прямым углом, то для передачи ощущения расстояния пришлось бы делать предметы меньше и смягчать тона.

 создание пространственной глубины в рисовании

Придание драматичности

Придать драматичность композиции можно путем сочетания одноточечной перспективы с крупными объектами, параллельными плоскости картины. В нашем примере (слева) внимание сосредоточено на пересечении кирпично-деревянного крыла дома в левой части картины и деревянного строения на заднем плане.

Внутренний двор кажется зрителю четырехугольным. Наклонные линии крыла (это строение воспринимается в одноточечной перспективе) направляют взгляд зрителя по картине.

Точно так же и линии камней, которыми вымощен двор и которые изображены в одноточечной перспективе, направляют взгляд зрителя к человеку, идущему от здания на заднем плане.

создание пространственной глубины в рисовании

Угловая перспектива

Намного более интересные композиции получаются при использовании большего количества точек схода. Когда работа с прямой одноточечной перспективой станет для вас простой и понятной, вы обнаружите, что рисование сложных, многосторонних построек открывает огромное количество увлекательных возможностей. В прямой перспективе размеры объектов сокращаются равномерно, равно как и расстояния между ними. Этот принцип справедлив и для двухточечной и многоточечной перспектив. Но следует учитывать, что в последнем случае направлений взгляда больше одного, и каждое уводит на свою собственную глубину и под своим углом, которые дают нам разные степени уменьшения объектов.

Помните, что при использовании точек схода в двух или многоточечной перспективе не все точки схода помещаются в пространстве картины. Очевидно, что квадратные формы на картине становятся прямоугольными, но точки схода могут уходить далеко за пределы холста или листа бумаги. Чтобы все нарисовать точно, сделайте небольшой эскиз в масштабе и руководствуйтесь им, когда будете определять угол, под которым линии устремляются к точкам схода. Правильные углы можно перенести с небольшого эскиза на основу, на которой вы собираетесь выполнить работу.

Несколько точек схода на одной картине

Когда мы смотрим на здание под углом, возникает многоточечная перспектива. Горизонтальные плоскости разных стен здания устремлены к разным точкам схода. В нашем примере обе точки схода находятся за пределами картины. Фасад, выходящий на ров, уменьшается резко, и точка схода его расположена близко. На башню же с мостом мы смотрим под другим углом. Точка схода этой части здания сильно смещена влево.

создание пространственной глубины в рисовании

создание пространственной глубины в рисовании

 

Эскиз точек схода

На этом эскизе (вверху) показаны горизонтальные плоскости, продленные до точек схода. Сами точки схода находятся за пределами картины. Чем больше угол между плоскостью и вертикалью, тем дальше находится точка схода. В пространстве картины оказываются точки схода только тех горизонтальных плоскостей, линии схода которых максимально приближены к вертикали.

создание пространственной глубины в рисовании

Разные точки схода на каждой стороне предмета

Чтобы сделать рисунок, который мы видим внизу, художник выбрал точку, которая позволила ему видеть две стороны здания. Благодаря этому композиция получилась более динамичной и интересной, чем, например, фронтальный вид на плоский фасад. Обратите внимание на то, как наклонно уходит вниз линия крыши, расположенная выше уровня глаз. Плоскость же стены, которая находится ниже уровня глаз, идет вверх, как в примерах простой одноточечной перспективы, описанных на предыдущих страницах. Разница лишь в том, что плоскости каждой стороны здания устремлены к разным точкам схода.

Множественные точки схода

Многоточечная перспектива используется в тех случаях, когда не все горизонтальные элементы картины устремлены к одной и той же точке схода. В архитектурных рисунках такое случается, когда художник изображает несколько зданий, расположенных под разными углами к плоскости картины. Если у одного здания (например загородной усадьбы) есть крылья или пристройки, расположенные под разными углами к основному зданию, то плоскости их будут устремлены к разным точкам схода.

Однако не следует чрезмерно увлекаться технической стороной перспективы, чтобы не утратить ощущения цельности картины. Вы можете старательно устремлять все горизонтальные линии к соответствующим точкам схода, но в результате у вас получится абсолютно механический, вымученный рисунок - это будет скорее техническое упражнение, чем художественное впечатление от изображаемого предмета. Овладев основными принципами перспективы, научитесь доверять собственной наблюдательности.

Держите карандаш в вытянутой руке, чтобы оценить углы расположения горизонтальных линий, устремленных к точкам схода. Затем тщательно измерьте расстояния между элементами изображаемого объекта. Не полагайтесь на собственные представления о том, какими должны быть относительные размеры предметов: вам помогут только точные измерения.

создание пространственной глубины в рисовании

Проверяйте и еще раз проверяйте

Тщательные наблюдения и измерения это единственный способ точно изобразить сложный объект с многоточечной перспективой (например, как тот, что показан на рисунке). Мы смотрим на этот городской пейзаж сверху вниз: горизонтальные линии крыш зданий на переднем плане устремляются внутрь картины к своей точке схода.

Линии же зданий на дальней стороне улицы стремятся вверх. Обратите внимание и на то, что композиция получилась более интересной, благодаря зданиям, расположенным под разными углами к центральному. Они создают ощущение глубины и ведут взгляд зрителя к центральному элементу рисунка.

Ракурс

При рисовании в перспективе также нужно учитывать такое явление, как ракурс. Когда мы смотрим на предмет под углом, длина его визуально сокращается, а ширина остается практически неизменной. Длинные детали при определенном ракурсе могут казаться гораздо короче. Например, если посмотреть на лежащего высокого человека чуть сзади и сверху, то длинные ноги и торс покажутся довольно короткими, тогда как ширина корпуса и конечностей останется прежней. Различные ракурсы очевидны в пейзажах с многоточечной перспективой, особенно если отдельные элементы располагаются на разных уровнях.

Фигура в ракурсе

Рисуя людей, часто приходится думать о ракурсе, поскольку исключает его только простая поза стоя. Не забывайте, что при взгляде на человека под углом отдельные части тела укорачиваются, а ширина их остается почти неизменной. В экстремальных ракурсах происходят наложения: например, если смотреть на голову сверху, нос накладывается на подбородок. Возможно, вам будет полезно нарисовать схематичный куб вокруг изображаемого объекта и отметить точки схода, как это делается при рисовании архитектурных построек.

создание пространственной глубины в рисовании

Округлые формы в перспективе

Уровень глаз наблюдателя определяет расстояние до горизонта, на котором располагается точка (или точки) схода. Это граница видимой земли (или моря) и неба. Линия горизонта располагается там, где из-за сферической формы земного шара мы больше не можем видеть его поверхность. Впрочем, на равнине линия горизонта расположена довольно далеко. При взгляде с возвышения холма или горы она отдаляется еще больше. С самолета площадь обзора увеличивается в разы.

Уровень глаз определяет и вид округлых предметов. Когда на них смотрят сверху, они кажутся круглыми. По мере снижения точки взгляда круглая форма превращается в эллипс, поскольку круг воспринимается в ракурсе: длина сокращается, а ширина остается неизменной. Чем ниже уровень глаз наблюдателя, тем уже становится эллипс, но граница его попрежнему останется округлой. Это объясняется тем, что у округлых форм нет острых углов. Изгиб всегда определяет ширину предмета. Только когда точка взгляда совпадает с профильным видом круглых предметов, их форма становится плоской, а на ее краях появляются углы. Чтобы убедиться в этом, поставьте на стол стакан и посмотрите на него под разными углами: сначала сверху и вы увидите полный круг; затем немного присядьте и этот круг превратится в эллипс; а потом сядьте так, чтобы уровень глаз совпадал с верхней плоскостью стакана.

Округлые формы на уровне глаз кажутся практически плоскими. Когда же они располагаются выше или ниже уровня глаз, то становятся более округлыми. Это особенно заметно на изображениях замков, маяков и зданий с круглыми башнями. При взгляде с уровня земли основания кажутся плоскими, а верхние этажи более объемными. Знания часто влияют на восприятие, поэтому, глядя на небольшие округлые предметы сверху, не пытайтесь изобразить их основания плоскими: в данном случае основания будут казаться более округлыми, чем верхние части.

Бокалы в перспективе

Понять перспективу округлых форм проще, если взять прозрачные предметы, на которых будут хорошо видны эллипсы. Бокалы, блюда или вазы из прозрачного стекла подходят для этой цели как нельзя лучше. Если налить в эти сосуды воду, то изменения длины и ширины эллипсов станут еще более очевидными. Помните, что изогнутое стекло и жидкость искажают форму содержимого, например, стеблей поставленных в вазу цветов. Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть в соответствии с вашими представлениями.

создание пространственной глубины в рисовании

Крупные округлые формы в перспективе

Те же принципы используются при рисовании крупных округлых или цилиндрических форм. В перспективе круги превращаются в эллипсы. Насколько сплющенными или округлыми будут эти эллипсы, зависит от уровня глаз смотрящего. На изображениях крупных объектов (как замок на рисунке внизу) эллипсы в разных частях картины будут разными, потому что одни находятся выше уровня глаз художника, а другие ниже. На уровне воды круглые башни замка кажутся почти плоскими. Основания выглядят сплющенными эллипсами. При взгляде с уровня рва круглые крепостные башни становятся максимально округлыми и эта округлость возрастает с высотой. Все прямолинейные горизонтальные плоскости стен и башен имеют точки схода слева, за пределами рисунка.

создание пространственной глубины в рисовании

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь

Похожие мастерклассы

Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • LIza Qulina
    На сайте с 18.10.2013, 16:27:06
  • Даниил
    На сайте с 11.01.2014, 21:08:39
Последние комментарии