Смешение мягкой и масляной пастели

29 марта, 2015 - 6:46 (Просмотров: 7462) —

Техника: Живопись и рисование
Материалы: Бумага Пастель
События: Хорошее настроение

Смешивать мягкую пастель можно и физически, и оптически. Сочетание обоих приемов используется при работе пастелью чаще, чем в рисунке. Работать с хрупким пигментом, который остается на основе после нанесения штриха, можно по-разному. Легче всего смешивать цвета пальцем, но руки должны быть чистыми и сухими. Самая прохладная и сухая часть руки кончик мизинца, поэтому лучше всего пользоваться именно им. Большие участки, например, небо, можно растушевывать ребром ладони легкими, круговыми движениями. Можно использовать также тряпочку или бумажное полотенце, а для мелких деталей ватную палочку. Однако для растушевки существует и специальный инструмент - торшон. Торшон изготавливают из скатанной и спрессованной бумаги. Торшоны быстро загрязняются, но их легко очистить с помощью тонкой наждачной бумаги.

Точно так же можно работать с твердой пастелью и мелками. Кроме того, их можно довольно остро заточить, а затем смешивать цвета с помощью штриховки, как при работе с цветными карандашами. Твердую и мягкую пастель можно смешивать, накладывая один цвет поверх другого. Результат здесь зависит оттого, сколько цветного пигмента уже находится на основе. Возможно, придется закрепить нижний слой неболь-шим количеством фиксатива, чтобы цвета не загрязняли друг друга.

Масляную пастель можно растушевывать пальцем, но это менее эффективно, чем при работе с мягкой пастелью. Цвета масляной пастели можно смешивать, накладывая один на другой. Не стоит делать слой пастели слишком толстым: это создает лишние трудности в работе.

Масляной пастелью хорошо рисовать на промасленной или загрунтованной бумаге. В таком случае растушевывать цвета можно с помощью растворителя уайт-спирита или скипидара.

смешение мягкой и масляной пастели

Растушевка пальцем

Самый простой и удобный способ растушевки мягкой пастели кончиком мизинца.

 смешение мягкой и масляной пастели

Растушевка торшоном

Растушевывать мягкую пастель можно торшоном. Тонкий кончик удобен для работы на небольших участках.

смешение мягкой и масляной пастели 

Метод пуантилистов

Оптического смешения можно добиться путем нанесения на основу точек чистых цветов, как это делали художники пуантилисты.

смешение мягкой и масляной пастели 

Лессировка

Цвета мягкой пастели можно смешивать, накладывая поверх нижнего слоя тонкий слой другого цвета.

 смешение мягкой и масляной пастели

Перекрестная штриховка

Твердую пастель можно остро заточить, а затем работать с ней, как с цветным карандашом, накладывая штрихи параллельно или перекрестно.

 смешение мягкой и масляной пастели

Слои

Масляную пастель можно смешивать и растушевывать, накладывая цвета слоями.

смешение мягкой и масляной пастели

Растушевка с помощью растворителя

Масляную пастель можно растушевывать растворителем - уайт-спиритом (растворителем для краски) или скипидаром.

Практическое упражнение: Морской пейзаж, мягкая пастель

Чтобы тренироваться в растушевке хрупкого материала (мягкая пастель или уголь), лучше всего рисовать небо и облака. Поскольку точность формы здесь неважна, вы можете перемещать пигмент по бумаге, не беспокоясь о деталях. Это упражнение отлично воспитывает чувство меры! Если вы переборщите с цветами воды (и пигмент забьет поры бумаги), рисунок станет плоским и безжизненным. То же самое относится и к скалам: чрезмерное смешение сделает скалы грязными, атональные различия попросту исчезнут. Скалы превратятся в силуэты на фоне яркого моря.

Материалы

• Бумага для пастели

• Серый пастельный карандаш

• Мягкая пастель: средне-серый, темно-серый, черный, красновато-коричневый, средне-зеленый, бледно-серый, средне-синий, темно-коричневый, желтовато-коричневый, бледно-желтый, зеленый, желтый.

Объект изображения

Перед нами очень драматичный и интересный морской пейзаж. Над головой несутся грозовые тучи, сквозь которые пробиваются лучи солнца, играющие на воде. Хотя цветовая палитра, на первый взгляд, кажется очень сдержанной, но на самом деле облака и скалы полны разнообразных оттенков, которые плавно переходят один в другой. Художник использовал для своей работы две фотографии: одну для проработки скал на переднем плане, вторую чтобы нарисовать грозовое небо и солнечные лучи, играющие на воде.

смешение мягкой и масляной пастели

 смешение мягкой и масляной пастели

смешение мягкой и масляной пастели

1. Серым пастельным карандашом прорисовываем очертания берега и скал на переднем плане. Художник изменил композицию, чтобы сделать ее более динамичной: на фотографии линия горизонта находится в центре, а автор рисунка расположил ее ниже.

смешение мягкой и масляной пастели

2. Боковой стороной средне-серой мягкой пастели накладываем самые темные тона неба. Растушевываем штрихи пальцем. Некоторые участки останутся более темными -это нормально, потому что облака очень разнообразны по тону.

смешение мягкой и масляной пастели

3. Начинаем работать темно-серой пастелью, прорисовывая облака. (Тональные различия создают ощущение расстояния: ближе к горизонту тона становятся светлее.) Самые темные участки облаков прорабатываем темно-серым и черным, растушевывая, как и раньше, штрихи пальцами. Не забывайте оставлять участки белой бумаги - они создадут ощущение солнечных лучей, пробивающихся сквозь тучи.

смешение мягкой и масляной пастели

4. Красновато-коричневым цветом рисуем скалистый выступ. Растушевываем штрихи пастели пальцами. Тем же цветом рисуем скалы на переднем плане, а затем проходим по обоим участкам средне-зеленым цветом. Растушевываем цвета очень легко, чтобы оба цвета сохранились. Осторожно проходимся боковой стороной бледно-серой пастели по поверхности моря, оставляя самую ярко освещенную центральную часть нетронутой.

смешение мягкой и масляной пастели 

5. Немного затемняем поверхность воды, используя средне-синий, зеленый и черный цвета. Не растушевывайте штрихи и не делайте их слишком яркими: очень важно, чтобы на поверхности воды присутствовали разные цвета, а кое-где оставалась белая бумага, создающая впечатление солнечных бликов на воде.

смешение мягкой и масляной пастели

6. А теперь начинаем прорабатывать фактуру скал на переднем плане. Свободными штрихами покрываем самые темные участки (затененные стороны скал) красновато-коричневым цветом. Затем переходим к темно-коричневому и зеленому. Слегка растушевываем цвета пальцами. Светлые стороны скал прорабатываем серым и желтовато-коричневым цветами. Скалы мгновенно обретают объем.

смешение мягкой и масляной пастели

7. Проводим легкую светложелтую линию вдоль горизонта. Чтобы сделать цвет неба более теплым, добавляем в него желтый. Растушевываем штрихи кончиками пальцев или чистой тряпочкой. Кончиком среднесерой пастели оставляем короткие штрихи и точки на поверхности моря так мы создаем ощущение небольших волн и движения воды.

Законченная работа

В этом рисунке использовано несколько приемов смешивания. На небе растушеванные штрихи создают ощущение клубящихся облаков. Фактура и форма скал на переднем плане переданы с помощью нескольких цветов, причем каждый сохраняет свою цельность. Несколько легких штрихов гармонично завершают работу. Вода на рисунке темного синесерого цвета, но при ближайшем рассмотрении мы замечаем, что для написания воды было использовано множество разных цветов и оттенков - оптическое смешение оживляет картину и передает движение волн на поверхности моря.

смешение мягкой и масляной пастели

Практическое упражнение: Натюрморт, масляная пастель

Это упражнение позволит вам потренироваться в двух методах смешения масляной пастели: растушевка кончиками пальцев и наложение одного цвета поверх другого. В конце вы попробуете растушевать масляную пастель с помощью растворителя, благодаря чему фактура станет очень ровной и гладкой.

Диапазон цветов масляной пастели не так широк, как па¬литра пастели мягкой, поэтому вам не всегда удастся добиться желаемой реалистичности цветов. Не думайте об этом, просто сделайте свою картину более декоративной.

Материалы

• Бумага для масляной живописи

• Масляная пастель: бледно-серый, желтый, темно-зеленый, розовый, пурпурный, темно-красный, оранжевый, ярко-зеленый, бледно-зеленый, синий, темно-синий, красный

• Мастихин

• Плоская кисть

• Скипидар или уайт-спирит (растворитель для краски)

• Кухонное бумажное полотенце

Объект изображения

Натюрморт очень простой - плод манго и два инжира. Но он интересен живыми цветами и разнообразием фактур. Плоды размещены на белом фоне и освещены так, чтобы отбрасывать тень на стол (фрукты не парят в воздухе).

 смешение мягкой и масляной пастели

смешение мягкой и масляной пастели

1. Бледно-серой масляной пастелью намечаем очертания фруктов, а затем проходимся по контурам инжира желтым и зеленым. Слегка заштриховываем внутренность разрезанного инжира розовым цветом, пурпурной пастелью наносим штрихи на кожицу неразрезанного плода. Добавляем немного желтого вдоль границы мякоти разрезанного инжира. На поверхность среза наносим темно-красные точки, а на границе мякоти добавляем немного оранжевого.

смешение мягкой и масляной пастели 2. Очень яркой зеленой масляной пастелью проходимся поверх пурпурных отметин на неразрезанном инжире. Добавляем немного желтого на самых ярких участках. Оставьте небольшие участки белой бумаги для бликов. Верхушку плода заштриховываем бледно-зеленым цветом, оставляя блики. Обратите внимание на то, как оптически смешиваются цвета - плоды выглядят естественными и настоящими.

смешение мягкой и масляной пастели

3. Растушевываем штрихи на внутренности инжира.

 смешение мягкой и масляной пастели

4. Свободными штрихами наносим красный цвет на поверхность манго, оставляя белые участки для бликов. Немного усиливаем нажим, что бы в верхней части плода сделать пигментный слой более плотным. Темно-зеленый цвет наносим поверх красного свободными штрихами. Не нужно закрывать красный цвет полностью. Синим цветом намечаем тень, отбрасываемую на поверхность стола инжиром.

 смешение мягкой и масляной пастели

5. На нижнюю часть манго наносим темно-зеленый цвет, но так, чтобы между штрихами были видны красная пастель и белая бумага. Добавляем немного темно-синего, чтобы смягчить переход от зеленого к красному. Некоторые штрихи красного настолько темные, что кажутся пурпурными. Осторожно растушевываем штрихи - не увлекайтесь, чтобы не получить плоскую, грязную поверхность, лишенную живой выразительности отдельных цветов.

смешение мягкой и масляной пастели 

6. Кончиком мастихина или другого острого предмета процарапываем тонкие параллельные линии по поверхности манго, чтобы передать легкий восковой налет на кожице плода. Линии должны проходить достаточно близко друг к другу. Держите мастихин так, чтобы не повредить поверхность бумаги. Красной масляной пастелью наносим крохотные точки и штрихи на поверхности разрезанного инжира - так мы изображаем семена и делаем поверхность более фактурной.

смешение мягкой и масляной пастели 

7. Смачиваем плоскую кисть скипидаром или уайт-спиритом. Снимаем излишек жидкости бумажным полотенцем. Кисточкой размываем желтую пастель с краев разрезанного инжира, чтобы граница не казалась настолько резкой.

Законченная работа

Это довольно простой натюрморт, в котором использованы разные эффекты смешения масляной пастели. Оптическое смешение цветов на поверхности манго выглядит гораздо выразительнее, чем получилось бы при физическом смешении. Растушевка пальцем и процарапывание масляной пастели мастихином дают нам очень живую и естественную фактуру.

смешение мягкой и масляной пастели

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!



Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

Комментарии Вконтакте и Facebook



Комментарии (0)

Оставить комментарий:
:

Вы сможете получить ответы к своим комментариям в личном кабинете, если зарегистрируетесь
Реклама от Google
Реклама
Наше сообщество

Новые мастерклассы
Популярные авторы
  • katty777
    На сайте с 10.03.2013, 16:28:56
  • pups
    На сайте с 13.04.2013, 15:03:04
  • tor
    На сайте с 23.04.2013, 15:24:05
  • LIza Qulina
    На сайте с 18.10.2013, 16:27:06
  • Даниил
    На сайте с 11.01.2014, 21:08:39
Последние комментарии